Последний полет дракона. Памяти Евгения Колесова 4

 

КАРТА НОМЕРА: 

Джордано Берти. Тузы или корни Вселенной 8

 

ИНТЕРВЬЮ:

Миллионы миров Барбары Мур 16

 

КАРТА НОМЕРА:

Роберт Плейс. Алхимический Туз монет 26

Роберт Плейс. Туз кубков 29

Андрей Костенко. Тузы в Таро Сальвадора Дали 32

Вероника Никитенко. Deviant Moon Tarot. В танце Безумной Луны 40

Марсело Рибейро душ  Сантуш, Карлуш Эдуардо Альбукерке Миранда. Машина памяти 50

Елизавета Котаева. По закону реверсивного движения 60

 

ТАРО: РУКОВОДСТВО ПО ОБОГАЩЕНИЮ:

Александр Гулый. С чего начинается десятка. Ноль или единица 62

 

КАРТА НОМЕРА:

Юлия Сова. Тузы как мерило колод 66

Джованни Пелосини. Итальянские тузы XVII века 68

 

ИНТЕРВЬЮ:

Нина Фролова. Сначала мы учились «проживать» каждый Аркан 70

 

КАРТА НОМЕРА:

Юлия Жукова. Медитативное путешествие с квартернером тузов 76

Анастасия Кузина (Славяна). Тузы и их тени в Таро Манара 82

Галина Гуржий. «Давайте разберемся». Особенности интерпретации туза мечей 90

Soror IC, Rada Rain. Таро и квантовая реальность 92

 

ET CETERA: ОРАКУЛ

Алексей Лобанов. Упражнения с Оракулом 94

Юлия Сова. Адское Таро доктора Фауста 96

 

СИМВОЛЫ ТАРО:

Владимир Ситников. Явление туза народу или симультанное восприятие тузов   99

 

ДЕТЕКТИВ-ТАРО:

Александр Гулый. Робин Уильямс – дорога, ведущая в ад    100

 

ОБЗОРЫ НОВИНОК:

Алексей Лобанов, Ольга Лемберг. Ленин с нами!     108

Мария Довольская. Ангелагиум: Оракул эманаций 110

Мария Довольская. Таро Исцеляющего света. Переплетение двух традиций 112

 

Алиса Пронина. Таро: от Ренессанса к современности 114

 

ET CETERA: ЛЕНОРМАН:

Евгения Устинова. Тузы в малой колоде Ленорман 116

читать PDF   купить


 

 

 Тузы или корни Вселенной

Джордано Берти

Карта Туза открывает каждую из  четырёх мастей номерных карт Таро: Пентаклей, Кубков, Жезлов и Мечей. Также можно утверждать, что каждая из этих последовательностей оканчивается Тузом как отправной точкой. В любом случае Туз – карта номер 1, содержащая в себе все значения, связанные с этой цифрой. Давайте посмотрим, о каких значениях идёт речь.

С точки зрения геометрии единица представлена точкой, которая является простейшим визуальным обозначением, поскольку не обладает ни формой, ни объёмом. Точка – выражение неделимого целого; сумма или скопление точек способны дать начало любой другой фигуре подобно тому, как из совокупности кирпичей вырастает дом, а из совокупности клеток – живой организм.

В действительности наиболее подходящий образ для представления экспансии бесконечно малой точки – это сфера: фигура, способная расширяться до бесконечности в любом направлении, вбирая в себя всё сущее. Поэтому точка символически представляет собой первичное ядро, вместилище всех видимых и невидимых вещей: атом, клетку, бесконечный космос, вселенную (unus versus, «Всеобъемлющая единица»), миг вечности и саму вечность. (рис. 1a e 1b: Происхождение Вселенной, Роберт Фладд, трактат Utriusqyue Cosmi Historia, Оппенгейм 1617-18 гг.).

С другой стороны, в математике единица – это вертикальная линия, однако и в этом случае она выражает творческую энергию этой цифры: не случайно ей придаётся фаллическая форма. Её основная характеристика заключается в том, что любое число, умноженное или делённое на единицу, в результате даёт самоё себя. Говорят, что единица не влияет на специфику природы остальных чисел.

Размышления над свойствами единицы уже во времена античности привели к любопытным философским  заключениям, следы которых мы обнаружим, анализируя Тузы в картах Таро.

 

ЕДИНИЦА, ИЛИ СОЗДАТЕЛЬ

На Западе  впервые свойства числа «один» были, по всей видимости, изучены Пифагором в VI в. до н.э., однако за несколько столетий до этого индийские математики пришли к аналогичным заключениям. Пифагор соотносил единицу с образующим и объединяющим мировым принципом архе*. Поэтому он приписал единице происхождение всех остальных чисел и, как следствие, соотнёс её со всем многообразием одушевлённых и неодушевлённых предметов. В Пифагорейской философии единица – это точка, которая находится на вершине тетрактиса – пирамиды, состоящей из десяти точек, расположенных в четыре ряда: 1+2+3+4=10.

Два столетия спустя Платон и Аристотель назвали единицу «неподвижным двигателем», который определяет переход любого объекта из состояния потенциала в состояние конкретной, материальной реализации. В III в. н.э. Плотин рассматривал единицу как динамическое образование, активность которого никогда не прекращается. Это образование бесконечно и содержит в себе все принципы реальности, из которой возник наш мир и которая станет причиной возникновения будущих миров. По мнению Плотина, единица – это сияющий источник, наполняющий тьму своим светом; разливаясь, он распространяет вокруг себя изобилие, потому что даровать благо – это часть его природы.

Все эти идеи были заимствованы средневековыми философами и адаптированы к христианской теологии, где единица соотносится с единым Богом, Создателем всех видимых и невидимых вещей. Разумеется, эти же идеи использовались и в других  областях философии, науки и эзотерических дисциплин.

Размышления

великих Мастеров

По аналогии с единицей, с которой начинается весь числовой ряд, Тузы в колоде Таро представляют собой синтез всех аспектов, связанных с цифрой 1. Если мы станем рассматривать Тузы как показатель соответствующей им масти, в рамках которой они рождаются, развиваются и способствуют проявлению остальных номерных карт, мы увидим, что каждый Туз содержит в себе потенциал и все значения, присущие той последовательности Арканов, первоисточником которой он является. Поэтому любой Туз – это апогей, наиболее высокая точка, максимальный потенциал, наиболее чистое проявление идей, связанных с набором карт определённой масти.

Из этого следуют значения, которые,  по мнению эзотериков, применимы к любому Тузу. Например, Элифас Леви в своём труде «Учения и ритуала высшей магии» (Париж, 1855-56 гг.) соотносит с четырьмя Тузами колоды Таро предметы, которые лежат на столе у Мага: Чаша означает знание, Пентакль – скрытность, Жезл – волю, а Меч – смелость. Речь идёт о четырёх инструментах, которые используются в магических ритуалах.

В то же время это мистические понятия, поскольку они связаны с четырьмя стихиями природы, четырьмя животными из видения пророка Иезекииля и св. Иоанна, а также четырьмя буквами иврита, которые составляют имя Бога (йод, хе, вав, хе):

– Туз Жезлов, йод, Огонь, Лев,

– Туз Кубков, хе, Вода, Ангел,

– Туз Мечей, вав, Воздух, Орёл,

– Туз Пентаклей, хе, Земля, Бык.

Последняя концепция была позаимствована из «Цыганского Таро» Папюса (Париж, 1889 г.).

С другой стороны, Жан-Баптист Питуа, или Поль Кристиан, в своей книге «Красный человек из Тюильри» (Париж, 1863 г.) утверждает, что Туз Мечей является символом интеллекта в действии; Туз Пентаклей – «Талисманом Фортуны»; Туз Жезлов – символом творческой энергии; и Туз Кубков – символом страсти.

В англосаксонской традиции, основанной на образах Liber T, анонимным создателем которой стал Сэмуэль Лиддел Мазерс в конце XIX в., четыре Туза названы «Корнями» каждой из четырёх стихий. Данный подход очевидным образом отличается от версии, предложенной Леви:

– Туз Пентаклей: «Корень сил Земли»;

– Туз Кубков: «Корень сил Воды»;

– Туз Жезлов; «Корень сил Огня»;

– Туз Мечей: «Корень сил Воздуха».

(рис. 2a, 2b, 2c, 2d: Туз мечей, Туз жезлов, Туз кубков и Туз пентаклей, «Таро Тота» Алистера Кроули и Фриды Харрис, Лондон, 1944 г.).

Существуют и другие соответствия, однако те, что мы только что упомянули, с полным правом можно назвать наиболее популярными и сохранившими свою целостность в рамках современных «философских школ Таро», заметно отличающихся от французской (Леви, Папюс) и англосаксонской (Мазерс, Кроули) традиции, унаследованной адептами герметического ордена «Золотая Заря» (Golden Dawn).

Упомянутые нами традиции связывают первые десять цифр с десятью сфирот Древа Жизни Каббалы. Таким образом, Туз связан со сфирой Кетер («Корона»), которая находится на вершине Древа и считается точкой эманации энергии космического творения. Согласно версии членов «Золотой Зари», с которой нас познакомил Израэль Регарди, четыре Туза связаны с четырьмя мирами каббалистической традиции – иными словами, проекциями Древа Жизни в своеобразной игре зеркал, где имманентный замысел отражается в нижнем мире, где становится трансцендентным. После этого, следуя предназначенному ему пути, он превращается в активное начало, материализующееся с помощью физических действий. В этом и заключается «игра зеркал»:

– Жезлы, Кетер мира Ацилут, мир эманаций (имманентный замысел);

– Кубки, Кетер мира Бриа, мир сотворения (трансцендентный замысел);

– Мечи, Кетер мира Йецира, мир создания (активный замысел);

– Пентакли, Кетер мира Асия, мир действия (материализованный замысел).

Но давайте оставим эти теоретические измышления и посмотрим, как изменялась иконография Тузов на протяжении предшествующих столетий.

 

ЧАША ВЕРЫ

На протяжении столетий эволюция карт Таро привела к появлению различных способов оформления Тузов, которые определялись стилем и смысловым содержанием каждой колоды. Давайте познакомимся с наиболее известными и интересными изображениями с точки зрения как смысловой нагрузки, так и её художественного воплощения.

Начнём с самой древней колоды Таро, сохранившейся до наших дней. Это Таро ручной работы, созданное для Филиппо Марии Висконти в 1442-1447 гг. Нам известны две версии этой колоды: одна из них хранится в библиотеке Йельского университета (рис. 03: Туз кубков, Таро Филиппо Марии Висконти, Милан, приблизительно 1442 г., библиотека Йельского университета), а другая – в пинакотеке Брера (рис. 04: Туз кубков, Таро Филиппо Марии Висконти, Милан, приблизительно 1442 г., пинакотека Брера).

Ни в одной из них изображённый на карте предмет не напоминает кубок. Скорее, он похож на другой вид сосудов: реликварий, или дароносицу, то есть металлический сосуд для хранения священных предметов, имеющий сходство с закрывающейся чашей.

Мало общего с кубком имеет и емкость, изображенная на Тузе Кубков из колоды Висконти-Сфорца, хранящейся в библиотеке Пьерпонта Моргана (рис. 05: Туз кубков, Таро Висконти-Сфорца, Милан, приблизительно 1460 г., Нью-Йорк, библиотека Пьерпонта Моргана). В данном случае мы видим шестиугольную купель для крещения, на верхней части которой нарисована голубка, символ Святого Духа.  Тот же символ купели изображён на одежде Королевы Жезлов и Всадницы Жезлов – в Таро Филиппо Марии Висконти (рис. 06: Всадница Жезлов, Таро Филиппо Марии Висконти, Милан, приблизительно 1442 г., библиотека Йельского университета).

Это напоминает купель для крещения, изображенную Тузе Кубков Таро «Бартоломео Коллеони» 1460-70 гг. (рис. 07: Туз Кубков, Таро «Бартоломео Коллеони», Милан, приблизительно 1460-70 гг., Лондон, музей Виктории и Альберта).

Однако в данном случае мы имеем дело с более сложным символом. Рядом с шестиугольной купелью для крещения находятся два ангела. Тот, что по правую руку, держит геральдический герб полководца Бартоломео Коллеони. Другой ангел держится руками за пилястр купели, на котором на латыни написан девиз NEC SPE NEC METU, «Ни надежды, ни страха», позаимствованный из речи римского оратора Цицерона: «Ни террор, ни насилие, ни надежда, ни страх, ни обещания, ни угрозы, ни оружие, ни огонь не заставят меня отказаться от вашей власти, достоинства римского народа и своего спасения» (Цицерон, Post reditum, 7, 9). Эти слова принадлежат такому же храброму воину, каким был Бартоломео Коллеони (1395 – 1475).

Интересной деталью этого изображения является стрела, которая находится между двумя струями фонтана. Вероятно, этот символ следует интерпретировать в рамках христианской парадигмы: подобно стреле устремляется ввысь импульс, порождённый натяжением тетивы, точно так же человеческая душа способна оказаться на небесах, получив энергетический заряд от воды, которая используется при крещении и очищает от всех грехов. Неслучайно струи воды напоминают натянутую тетиву, способную придать стреле необходимое ускорение.

Таким образом, очевидно, что Туз Кубков в колодах ручной работы, сделанных для семей Висконти и Висконти-Сфорца, имеет религиозный подтекст. Речь идет об одной из христианских добродетелей – о добродетели Веры. Что подтверждается иконографической традицией, которая прослеживается в многочисленных произведениях искусства эпохи Средних веков и Возрождения (например, рис. 08: Вера, скульптура из позолоченной бронзы Андреа Пизано, приблизительно 1330 г., южные врата баптистерия, Флоренция).

Аллегория Веры представлена и в Таро Мантеньи (рис. 09: Вера, гравюра неизвестного автора, приблизительно 1460 г., ряд «Добродетели» в Таро Мантеньи), и в уже упоминавшемся Таро Висконти-Сфорца, где мы видим чашу для евхаристии в руках женщины (рис. 10: Вера, Таро Филиппо Марии Висконти, Милан, приблизительно 1442 г., библиотека Йельского университета).

Говоря о феррарской традиции, нам следует обратиться к изображению Туза Кубков  из так называемой колоды Таро «Алессандро Сфорца», датируемой приблизительно 1470 г. и созданной неким другом влиятельной семьи д’Эсте (рис. 11: Туз Кубков, Таро «Алессандро Сфорца», Феррара, приблизительно 1470 г., Катания, музей замка Урсино).

Над церемониальной чашей, которую удерживает чья-то рука в левой части поля карты, находится обнажённый ангелочек, получающий жезл от собаки, символизирующей преданность. Очевидно, что и это изображение соотносится с концепцией Веры, даже если она получила иное выражение по сравнению с миланскими колодами Таро.

 

ПРОЧИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ТУЗОВ

В КОЛОДАХ ТАРО XV в.

Внимательно анализируя карты Тузов в колодах ручной работы, созданных в течение XV в., мы находим очевидные следы религиозной символики – не менее выразительные, чем на Тузе Кубков. Подобный весьма «говорящий» элемент можно заметить на Тузе Стрел Таро Филиппо Марии Висконти     (рис. 12: Туз Мечей, Таро Филиппо Марии Висконти, Милан, приблизительно 1442 г., библиотека Йельского университета), где стрела, как мы уже упоминали ранее, может иметь значение мистического устремления к небесам.

Другие Тузы в большей степени украшены эмлемами семьи Висконти, например, Бисционом (лазурный змей на серебряном фоне – эмблема рода Висконти – прим. переводчика) (рис. 13: Туз Пентаклей, Таро Филиппо Марии Висконти, Милан, приблизительно 1442 г., библиотека Йельского университета), золотым чеканным флорином герцога Филиппо Марии Висконти (рис. 14a: Туз Пентаклей, Таро Филиппо Марии Висконти, Милан, приблизительно 1442 г., библиотека Йельского университета, пинакотека Брера; рис. 14b: золотой флорин Филиппо Марии Висконти, 1442), или девиза семьи: A BON DROYT  («ПО ПРАВУ») (рис.15: Туз Мечей, Таро Висконти-Сфорца, Милан, приблизительно 1460 г., Нью-Йорк, библиотека Пьерпонта Моргана).

Обратив внимание на феррарскую традицию, мы обнаружим некоторые детали, заслуживающие того, чтобы быть упомянутыми.

В некоторых листах напечатанных, но не разрезанных карт конца XV в. – начала XVI в. Туз Кубков изображён в виде дароносицы в чьей-то руке. Туз Жезлов и Туз Мечей находятся в руке, протянутой из облака света. А на Тузе Пентаклей попросту нарисована звезда, расположенная в центре карты (рис.16a и 16b: Туз Жезлов, Туз Кубков, Туз Мечей и Туз Пентаклей, два неразрезанных листа феррарского Таро, Феррара, приблизительно 1500 г., в настоящее время находятся в Будапеште, в музее Сзепмувесцети (музей изящных искусств в Будапеште – прим. переводчика).

Появление на изображении карт светоносного облака заставляет меня вернуться к идее (родившейся достаточно давно, но остающейся популярной и в наши дни) о том, что власть государей и полководцев основана на воле Бога. Эти образы практически в неизменном виде сохранились в так называемой традиции «Марсельского Таро», которая опирается на итальянское Таро эпохи Возрождения (рис.17a: Туз Жезлов, Туз Кубков, Туз Мечей и Туз Пентаклей, Таро Жана Пэйена (Jean Payen), Авиньон, 1713 г.) и является основой для зарождения традиции Таро в Ломбардии и Пьемонте XIX в. (рис.17b: Туз Кубков, Таро Верньяно (Vergnano), Турин, приблизительно 1827 г.; 17c: Туз Мечей, Таро Сопрафино Гумпенберга-Деллароки, Милан, приблизительно 1835 г.; рис. 17d-e-f: Туз Мечей, Туз Жезлов и Туз Кубков, Таро Перрина, Турин, приблизительно 1865 г.), таким образом, оказывая влияние на ряд современных эзотериков, построивших с их помощью модель для создания собственных колод, например, Таро Артура Эдварда Уэйта (рис.18: Туз Жезлов, Туз Кубков, Туз Мечей и Туз Пентаклей, Таро Уэйта-Смит, Лондон, 1909 г.).

Некоторые следы этой символики присутствуют и в Таро «Сола буска» (Sola Busca) в виде девизов, которые появляются на Тузе Пентаклей и Тузе Кубков (рис.19: Туз Кубков, Туз Пентаклей, Таро «Сола буска», Венеция ? 1491 г.).

Один из них, написанный на обеих картах, гласит: TRAHOR FATIS  («ПОВЕЛИТЕЛЬ СУДЬБЫ»). Значение этого девиза в рассматриваемом контексте можно понять, только приняв во внимание алхимический характер колоды. Осмелюсь предложить следующую интерпретацию: постижение Магистра Великого Делания зависит не только от личных усилий, но и от своего рода предназначения, судьбы, на которую намекают ангелы на обоих изображениях. Ангелы в верхней части Туза Кубков изливают небесные воды и музыку на землю. Ангелы в нижней части Туза Пентаклей находятся в различных позах: один сидит, скрестив руки, будто ожидая чего-то; другой спит под звездой, которая олицетворяет его судьбу; и, наконец, третий держит огромный диск, на котором по-итальянски написан девиз SERVIR CHI PERSEVERA INFIN OTIENE («ПОБЕЖДАЕТ ЛИШЬ ТОТ, КТО НЕ ПРЕКРАЩАЕТ БОРОТЬСЯ»); как говорится, личный успех зависит от того, готов ли человек не опустить руки в сложной ситуации. 

 

ПОСЛОВИЦЫ НА ТУЗАХ КАРТ ТАРО

Девизы на картах колод Таро эпохи Возрождения были довольно распространённым явлением. Например, на Тузе Жезлов и Тузе Мечей болонского Таро Джузеппе Марии Мителли (Giuseppe Maria Mitelli), изданного в Болонье приблизительно в 1660 г., мы видим две ленты с надписями на латыни CUSTODIAE CUSTOS, «НЕУСЫПНЫЙ СТРАЖ» – слова, подразумевающие силу меча, и ARDUA VIRTUS, «Благодетель рождается в муках» – объяснение необходимости использования палки для наказаний, чтобы добиться добродетельного поведения (рис. 20a и 20b: Туз мечей и Туз жезлов, болонское Таро Джузеппе Марии Мителли, Болонья, приблизительно 1660 г.).

На карте Туз Мечей Таро Джованни Вакетты (Giovanni Vacchetta) видна надпись AMO GUERRA / PORTO PACE («ЛЮБЛЮ ВОЙНУ, НО ПРИНОШУ МИР»), которая означает возможность использования оружия в прямо противоположных целях (рис.21: Туз мечей, Таро Вакетты, Турин, 1896 г.).

В «Таро гномов» Антонио Лупателли на Тузе Кубков написано: «КТО МНОГО ПЬЁТ, ТОТ ВЫСЫХАЕТ ИЗНУТРИ»; на Тузе Пентаклей – «БЛИСТАЮ ДЛЯ МУДРЕЦА, НО ВВОЖУ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ГЛУПЦА»; на Тузе Жезлов – «ЗАЩИЩАЮ СЛАБЫХ ОТ ПРИТЕСНЕНИЙ ВЛАСТЬ ИМУЩИХ»; на Тузе Мечей – «НИЧЕГО НЕ МОГУ ДАТЬ ТОМУ, КТО НЕ УМЕЕТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ МОЕЙ СИЛОЙ» (рис.22: Туз Мечей, «Таро гномов», Турин, 1987 г.).

Такого рода девизы встречаются и в других колодах Таро, читатель может самостоятельно заняться их поиском. Чем больше вы обнаружите, тем более глубокое впечатление получите об истинной природе Тузов.

 

JSN Megazine template designed by JoomlaShine.com
Яндекс.Метрика